Robotic process automation
RPA - технология автоматизации бизнес-процессов с использованием программных роботов, эмулирующих действия оператора за компьютером. Этот подход радикально отличается от внедрения автоматизированных программных решений, где большинство операций изначально не подразумевает участия человека. В RPA специальная программа сначала наблюдает за действиями оператора и записывает их, а потом начинает выполнять аналогичные цепочки действий самостоятельно, через интерфейсы, изначально спроектированные под взаимодействие с человеком.
Пример - в ролике:
Такой подход давно знаком опытным пользователям Excel, где с помощью "записи макроса" можно "запомнить" типовые последовательности интерфейсных взаимодействий, далее запуская их одной командой (хотя там же можно запрограммировать макросы с помощью Visual Basic - по аналогии с системами, где операции изначально спроектировны как машинные). Современный этап - выход за пределы одного приложения (то есть RPA-система может, например, загрузить в Excel данные из pdf-файлов, полученных по e-mail)
RPA-подход не выглядит продвинутым с точки зрения программирования, но очень рационален с точки зрения бизнеса, поскольку не требует перестройки существующих бизнес-процессов и замены используемого программного обеспечения (которое может быть очень сложным, так что его замена будет катастрофически дорогостоящей). Кроме того, многие существующие программные инструменты не имеют API (автоматические программные интерфейсы), и единственный способ заставить их взаимодействовать - это выполнять последовательности действий через "человеческие" интерфейсы.
Внедрение RPA-системы не требует сложного программирования и делается на основе готовых решений, возможно, с небольшой настройкой под нужды заказчика. Типичный срок внедрения - первые недели.
Плюсом для бизнеса является более полная загрузка рабочего места (робот не отдыхает), полный отчет по всем проведенным операциям (лог действий) и меньшее количество ошибок. Этический аспект сокращения рабочих мест оставляем за скобками, тем более, что вместо сокращения "единиц" можно повышать производительность труда имеющихся работников, наделяя их новым функционалом, ранее вообще не присутствовавшем в бизнес-процессах.
Очевидно, что по мере "взросления" RPA-системы уже оснащаются искусственным интеллектом и машинным обучением, хотя в простых случаях такие сложные решения не обязательны.